Sound of living history of jazz…
7 марта 1911 года в Новом Орлеане – городе, окутанном романтической дымкой легенд, на свет появился выдающийся кларнетист и тенор-саксофонист, представитель традиционного джаза и диксиленда, потомок известной в городе креольской семейной династии музыкантов и лидер "Heritage Hall Jazz Band" – Луис Алберт Коттрелл-младший (Louis Albert Cottrell, Jr).
Любовь к музыке передавалась ему по наследству, как и большинству известных исполнителей Нового Орлеана, выросших в музыкальной семье. Его отец, Луис Коттрелл-старший, был уважаемым в городе барабанщиком тех времён, когда всеми нами любимая музыка ещё не называлась "джазом", а центром музыкального искусства были так называемые марширующие оркестры – участники свадеб, карнавалов и более известных "джазовых похорон". Его внук, опять же, Луис Коттрелл, стал джазовым барабанщиком и продолжателем музыкальных традиций своих знаменитых предков. Ну а наш герой, в своё время не только принимал непосредственное участие в создании раннего новоорлеанского стиля, но и стал одним из тех предводителей ушедшей эпохи, благодаря которым очарование минувших дней дошло до наших с вами ушей практически в первозданном виде.
Ещё бы, ведь Луис, или Луи (ещё один вариант звучания его имени), рос в окружении таких мастеров раннего джаза, как кларнетист Barney Bigard и скрипач A.J. Piron, не говоря уже о примере отца, вдохновившего его в первую очередь. Нюансы родной музыкальной культуры Луис постигал с выдающимся кларнетистом Лоренцо Тио-младшим, который учил своего воспитанника играть на кларнете с немецкой системой Алберта. Но, в отличие от страстного звучания своих афроамериканских коллег, кстати в большинстве своём игравших на точно таких же "албертовских" кларнетах, звук у луисовского "Алберта" получался более мягким и бархатным, если не сказать лирически-утончённым.
Страстности же своей юноша также нашел применение, однако несколько в другом русле: ещё с тех пор как он был подростком, он активно работал над проектом, который сыграл важную роль в создании "New Orleans Colored Musicians Union" (союза "цветных" музыкантов Нового Орлеана). Позднее Луис возглавил американскую федерацию музыкантов под названием "Local 496", и его глубоко почитали не только за посильный вклад в восстановление справедливого отношения к исполнителям с любым цветом кожи, но и за его необыкновенную музыкальность, ведь джазменом он был поистине великим.
Его карьера начиналась в пьянящие дни 1920-х, когда ещё совсем мальчишкой он играл в "Golden Rule Orchestra", работая с одними из первых звёзд новоорлеанской джазовой сцены – трубачами Крисом Келли и Кидом Рено. В 1929 году он стал участником оркестра Лоренса Маррера и его "Young Tuxedo Brass Band", в 1935 году присоединился к оркестру трубача и бэнд-лидера, известного под псевдонимом "Дон" Алберт. И, к слову, именно тогда Луис попробовал свои силы в композиции, совместно с маэстро написав мелодию "You Don't Love Me", которую уже в конце 1940-х сделал R&B-хитом пианист и продюсер Paul Gayten.
С "Don Albert and His Orchestra" Луис гастролировал вплоть до 1939 года по всей Северной Америке, лишь с наступлением 40-х он вернулся в Новый Орлеан, где начал плотное и многолетнее сотрудничество с замечательным барабанщиком Paul Barbarin, учителем которого, кстати, был его отец – Луис Коттрелл-старший. На протяжении 1940-х Луис играл со многими известными музыкантами города, изредка появляясь в записях с "Paul Barbarin & His New Orleans Band" – в 1951-м и 1955 годах на лейблах "504" и "Mosaic". Зато в 1960-м сотрудничество с Paul Barbarin вылилось в возрождение легендарного духового оркестра "Onward Brass Band", где в своё время маршировали Джо "Кинг" Оливер, Лоренцо Тио и множество других новоорлеанских легенд. А в 1961 году, став наконец лидером собственного трио, для лейбла "Riverside" Луис записал один из своих шедевров – "New Orleans: The Living Legends", который мы с вами сегодня сможем услышать.
И вот один из отзывов об этой чудесной записи: "Слышать это – всё равно, что воскресить элегантность ушедшей эпохи, вместе с человеком, который многое сделал для её создания. Начиная с "Bourbon Street Parade", очаровательной пьесы "Three Little Words" и трепетной "What a Friend We Have in Jesus" мы слышим живую историю джаза".
На протяжении всех 1960-х годов джазовая история продолжалась для Луиса в сотрудничестве с такими музыкантами, как замечательный тромбонист Джим Робинсон, чикагский трубач Томас Джефферсон, новоорлеанская пианистка и певица Sweet Emma ("Сладкая Эмма") Barrett, и многими другими представителями традиционного джаза. И это не считая записей с собственным коллективом "New Orleans Jazz Band" и с "Paul Barbarin's Onward Brass Band", который он возглавил после смерти своего друга в 1969-м.
В 1971 году Луис организовал ещё один оригинальный ансамбль – "Heritage Hall Jazz Band", который с успехом выступил в 1974-м году в нью-йоркском Карнеги-Холле и конкурировал с известным в Новом Орлеане коллективом "Preservation Hall", так же, как и оркестр Коттрелла, игравшем во Французском Квартале города. Но, к сожалению, этот проект стал одним из последних в жизни Луиса, за исключением выступлений в легендарных шоу телеведущего Перри Комо: www.youtube.com/watch?v=vUVNgxCZNX0 и участия в записи саундтрека к фильму "Pretty Baby" (композиция "Big Lip Blues"), который заслужил номинацию на "Оскар" в 1978 году.
21 марта 1978 года, на 67 году жизни, после непродолжительной болезни Луис Коттрелл-младший внезапно скончался в своём родном доме и городе, которому так много отдал.
Он был счастливейшим из людей, потому что воочию увидел плоды своего труда. "Незадолго до смерти Луис рассказал своим друзьям, как он был счастлив, что Новый Орлеан, наконец, стал городом, где все музыканты независимо от цвета кожи могут заработать себе на жизнь, играя так, как они хотели играть", – писал один из друзей Луиса. И попрощались с ним так, как только может мечтать любой джазмен: Луис был удостоен настоящих "джазовых похорон" – в присутствии тысяч людей, собравшихся в маленькой церкви "Gentilly", чтобы проводить его в последний путь.
Да и нам с вами не пристало грустить, коли в такие печальные моменты из-за туч проглядывает солнце. Поэтому давайте лучше совершим музыкальную экскурсию по Новому Орлеану вековой давности, в компании маэстро.
Екатерина Селянинова
#LouisCottrellJr #LouisCottrell #LouisCottrellJunior #JazzCalendar#ЕкатеринаСелянинова#JazzClarinet #JazzSax #JazzSaxophone #NewOrleansJazz#Dixieland #7MarchJazz